МЕНЮ

АМЕРИКАНСКИЙ БУЛЬДОГ * american-bulldog

ПОМЕРАНСКИЙ ШПИЦ * pomeranian

БУЛЬТЕРЬЕР * bull terrier

МИНИАТЮРНЫЙ БУЛЬТЕРЬЕР * miniature bullterrier

СТАФФОРДШИРСКИЙ БУЛЬТЕРЬЕР * staffordshire bull terrier

НАШИ ЩЕНКИ

СТАТЬИ

КИНОЛОГИЯ

СЕКРЕТЫ ПОКАЗА

ГЕНЕТИКА ОКРАСОВ СОБАК

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГЕНЕТИКЕ

НАРУШЕНИЕ СМЕНЫ ЗУБОВ У СОБАК КАРЛИКОВЫХ ПОРОД

ДРЕССИРОВКА СОБАК

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЩЕНКА

ЗДОРОВЬЕ

БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ

ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

БИОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ

НОРМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЧИ

РАЗВЕДЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ВЯЗКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВЛАГАЛИЩНЫХ МАЗКОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДНЯ ВЯЗКИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТ-МИКРОСКОПА АРБОР

ВЯЗКА, БЕРЕМЕННОСТЬ, РОДЫ

УХОД ЗА СУКОЙ И ЩЕНКАМИ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПРОДАЖИ

НОВОРОЖДЕННЫЕ ЩЕНКИ: ПРОБЛЕМЫ В СОДЕРЖАНИИ

ФИЗИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ СОБАК

20 ПРИНЦИПОВ ПОРОДНОГО РАЗВЕДЕНИЯ РЭЙМОНДА ОППЕНГЕЙМЕРА

КАК УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТОК В ПОГОЛОВЬЕ

ПРИЗНАКИ И ПОРОКИ ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ РЕЦЕССИВНЫМИ ГЕНАМИ

ИНБРИДИНГ, ЛАЙНБРИДИНГ, АУТКРОССИНГ


ЕЗДОВАЯ СЛУЖБА

Глава VIII

Ездовые собаки особенно широко используются на северных окраинах нашей страны, где зачастую они являются единственным видом наземного транспорта.

В дни Великой Отечественной войны ездовых собак успешно применяли для вывоза с поля боя раненых и для доставки военных грузов на передний край.

В зависимости от назначения упряжки состоят из двух и более собак, запряженных парами в легкие сани – нарты. Иногда количество собак в упряжке может достигать 16–20 голов. Для вывоза раненых применялись также специальные тележки или лодки-волокуши.

Скорость езды на собаках зависит от состояния снежного покрова, температуры -воздуха, качества подобранных собак и особенно от передового (вожака), количества груза, протяжения пути и т.д. Принято считать, что количество груза не должно превышать 40 кг на одну собаку. Средняя скорость езды на собаках (с полным грузом) по ровному утрамбованному снегу достигает 7–8 км в час, по рыхлому или талому снегу – 5–6 км. Ори небольшой нагрузке собачьи упряжки могут развивать скорость до 15 км в час, а на короткие дистанции и более высокую. При хорошем состоянии пути и небольшом грузе упряжка может пробегать за день до 100 км. При переезде на большое расстояние дневной пробег упряжки (с полным грузом) составляет примерно 60–70 км.

Одним из видов ездовой службы является также буксировка лыжника одной или двумя собаками. Использование собак позволяет лыжнику преодолевать большие расстояния.

Для ездовой службы подбираются сильные, физически развитые и выносливые животные. Наиболее подходят для этой службы собаки из породы наших отечественных остроухих лаек – северо-восточные ездовые собаки. Эти животные в течение многих веков применялись для работы в упряжках. Они приспособлены к суровым условиям Севера, тяжелой работе, отличаются выносливостью и неприхотливостью (Кроме того, эти собаки отличаются от собак других пород умеренностью в еде.

Успешно можно использовать для ездовой службы на короткие расстояния и собак других пород – восточноевропейских овчарок, гончих, а также собак, имеющих хороший шерстный покров и обладающих достаточной физической силой. Собаки ездовой службы по поведению не должны быть вялыми и малоподвижными. Нежелательно также, чтобы у них была ярко выражена оборонительная реакция (в активной и пассивной форме).

Прежде чем приступить к специальной дрессировке собак, предназначенных для ездовой службы, с ними проводится подготовка по приемам общего курса. К обязательному, минимуму навыков, обеспечивающих возможность управления собаками и дисциплинирующих их, относятся: 1) подход к дрессировщику (команда «Ко мне»); 2) прекращение нежелательных действий (команда «Фу»); 3) стойка на месте (команда «Стоять»); 4) укладка (команда «Лежать»); 5) безразличное отношение к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям.

Остальные навыки общего курса дрессировки для ездовых собак не обязательны. К специальным навыкам, обеспечивающим безотказную работу ездовых собак, относятся: 1) безразличное отношение к специальному снаряжению; 2) спокойное и дружелюбное отношение друг к другу без проявления активно-оборонительной реакции;3) движение вперед по прямой и перевозка нарт (тележки) или буксировка лыжника (команда «Вперед»); 4) перемена направления во время движения (команды «Право» и «Лево»); 5) прекращение движения и остановка (команда «Стой»).

Приучать собак к спокойному и дружелюбному отношению друг к другу нужно не только во время работы в упряжке, но и во время их совместного содержания, занятий при отработке приемов общего курса дрессировки.

Сущность приучения состоит в том, чтобы во всех указанных случаях пресекать малейшие попытки собак к проявлению «недружелюбия».

Это приучение следует совмещать с отработкой у собаки навыка прекращения нежелательных действий. Для этого вожатые сначала берут собак на поводки и подводят друг к другу, наблюдая за их поведением. Если одна из собак рычит и пытается наброситься на другую, ее вожатый подает команду «Фу», подкрепляя ее сильным болевым раздражителем (удар хлыста или сильный рывок поводком).

По мере того как собаки начнут привыкать друг к другу и перестанут проявлять «драчливость», рекомендуется одному человеку выводить их группами (по две-три собаки), а затем разрешать бегать в огороженном участке без поводков. При внимательном наблюдении вожатых собаки довольно быстро привыкают друг к другу.

Наряду с этим их приучают безразлично относиться к специальной шлейке или алыку. Надев на собаку специальную шлейку, дрессировщик подает команду «Гуляй» и выходит с ней на прогулку. Собака, возбужденная командой «Гуляй», как правило, не обращает внимания на шлейку, надетую ей на спину, и через два-три дня привыкает к ней. Если это непривычное снаряжение будет вначале стеснять собаку и она попытается освободиться от него, следует отвлечь ее игрой, лакомством или ласковым обращением. В первые дни в этом случае нужно надевать шлейку на короткое время.

При надевании шлейки необходимо обратить внимание на то, чтобы она была хорошо пригнана и чтобы ее грудной ремень находился точно на середине груди. Если он сдвинется на горло собаки, то будет затруднять ее дыхание; если же он опустится ниже плечевого сустава, то будет мешать свободному движению собаки и, кроме того, может вызвать болезненное раздражение кожи. Более тонкий – подбрюшный ремень не оказывает никакого влияния на собаку при натяжении шлейки.

Шлейка состоит из грудного и пришитого к нему спинного ремня; подбрюшный ремень лишь придерживает шлейку. Он должен свободно облегать корпус собаки (несколько позади холки, в области поясницы) так, чтобы не затруднить ее дыхания на бегу (рис. 43).

Когда собака будет спокойно относиться к надетой на нее шлейке, полезно начинать отработку навыка движения по прямой впереди дрессировщика, связывая этот условный рефлекс с командой «Вперед».

Для этого дрессировщик перед прогулкой возбуждает собаку командой «Гуляй» и при выходе из помещения подает команду «Вперед», при этом он держит собаку на натянутом поводке, прикрепленном к шлейке. Если собака уверенно идет впереди дрессировщика, натягивая поводок, необходимо ее поощрять восклицанием «Хорошо», повторяя при этом команду «Вперед». Продолжая движение, нужно ускорить его темп, по возможности переходя на бег. Если собака при движении не будет натягивать поводок, можно применить хлыст, однако удары не должны быть слишком сильными. Пройдя или пробежав некоторое расстояние, дрессировщик подает команду «Стой» и одновременно приостанавливает поводком движение собаки. Затем снова чередуются движение по команде «Вперед» и остановка по команде «Стой». После этого собаку поощряют и предоставляют ей отдых по команде «Гуляй».

 

Рис. 43. Ездовая собака в шлейке (алыке).

 

На первых занятиях двигаться следует на небольшое расстояние, а затем постепенно увеличивать его. В результате у собаки вырабатывается необходимый условный рефлекс: она будет идти или бежать впереди дрессировщика по команде «Вперед» и делать остановки по команде «Стой». Это» значительно облегчит ее подготовку для работы в упряжке или при буксировке лыжника.

Начинать приучение собаки к поворотам по командам «Право» и «Лево» можно только после того, как у нее выработается связь на команды «Вперед» и «Стой».

Дрессировщик сначала приучает ее к повороту в какую-нибудь одну сторону, например вправо, а после усвоения этого поворота начинает отрабатывать поворот и в другую сторону.

Для приучения к повороту вправо дрессировщик при движений с собакой по прямой, подает команду «Право», одновременно или чуть позднее он сокращает длину поводка и сам приближается к собаке с правой стороны. Повторяя команду «Право», он принуждает ее сделать поворот. После того как поворот будет сделан, собаку поощряют, затем подается команда «Вперед» и собаке придают нужное направление.

После ряда таких упражнений, когда собака начинает делать поворот без применения поводка, т.е. когда связь на команду будет образована, дрессировщик после подачи команды «Право» не приближается к собаке и предоставляет ей возможность делать поворот самостоятельно, только по одной команде.

Когда собака будет приучена двигаться перед дрессировщиком, а также делать повороты и остановки, ее следует переключать на буксировку лыжника или на работу в упряжке в паре с другой собакой, запрягая их в нарты или легкие сани.

Если почему-либо у собаки будет трудно отрабатываться навык движения впереди дрессировщика, можно привлечь к занятиям помощника, которого она хорошо знает и к которому достаточно привязана.

Дрессировщик и помощник направляются с собакой к месту проведения занятий. Затем дрессировщик остается с собакой, а помощник дает ей лакомство, отходит примерно на 50 м и начинает подзывать собаку к себе. Дрессировщик наблюдает за собакой и, как только она проявит стремление бежать к помощнику, подает команду «Вперед» и начинает двигаться вместе с ней, продолжая на ходу подавать команду и поощряя собаку восклицанием «Хорошо». При этом дрессировщик должен держать собаку на натянутом поводке и находиться позади нее. Помощник во время их движения продолжает подзывать собаку и, когда она подбежит, поощряет ее восклицанием «Хорошо» и лакомством. Затем это упражнение повторяют два-три раза, причем в каждом случае помощник отходит на большее расстояние. Постепенно у собаки устанавливается связь на команду «Вперед». Приучение к движению с подзывом необходимо чередовать с приучением к самостоятельному движению, иначе у собаки образуется нежелательная связь и она будет бежать только за человеком.

Отработку навыков движения вперед, поворотов и остановок можно начинать одновременно с приучением собаки к работе в упряжке. В этом случае хорошие результаты дает подражательный метод дрессировки. Например, приучая собаку тянуть нарты, ее запрягают в пару с хорошо подготовленной собакой. Можно также вслед за подготовленной упряжкой собак посылать упряжку обучаемых собак, но при этом нельзя забывать о возможности образования нежелательной связи – работать только за другой упряжкой. Применяя подражательный метод во время приучения собаки к буксировке лыжника, ее запрягают в пару с подготовленной собакой или проводят занятие рядом с собакой, хорошо усвоившей этот прием и буксирующей другого лыжника.

Приучая собак к остановкам, нужно делать их через разные промежутки времени и в разных местах.

После того как у собак, предназначенных для работы в одной упряжке, будет установлена связь на команды «Вперед», «Право», «Лево», «Стой», нужно приучать их тянуть нарты.

Собак для одной упряжки необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы они были, по возможности, одинакового роста, веса и обладали примерно равной скоростью бега. В первую пару (от нарт) рекомендуется запрягать менее подготовленных собак, в голову – лучших собак, так как от подготовки головной пары (вожаков) зависит качество работы всей упряжки. Остальные собаки являются тягловой силой, их основная задача – тянуть нарты, останавливаться или изменять направление в зависимости от движения головной пары.

 

Рис. 44. Схема упряжки из пяти собак.

 

Вместо головной пары в качестве вожака можно запрягать также одну собаку.

В начале дрессировки собак следует запрягать по одной паре, затем по две пары и т.д. В процессе занятий необходимо выявить одну или двух собак для работы в качестве вожаков.

Учитывая, что при буксировке лыжника упряжка состоит всего лишь из одной собаки (максимум из двух), отработка навыков на все команды является обязательной. Поэтому собака, буксирующая лыжника, может быть использована в качестве вожака упряжки.

Занятия по дрессировке собак в упряжке лучше всего проводить вдвоем; особенно это необходимо, когда упряжка состоит из двух и более пар собак.

Перед тем как запрягать собак, к нартам крепят тягловый ремень (потяг), к которому пришивают железные кольца диаметром 3–4 см на расстоянии 80–90 см друг от друга. Количество колец зависит от того, сколько пар собак будет в упряжке. Потяг крепится к нартам так, чтобы первое кольцо находилось от них в 10–15 см. К каждому кольцу крепятся по два тягловых ремня шлеек, надеваемых на собак (рис. 44).

Чтобы собаки при работе не расходились в стороны, рекомендуется в начале дрессировки соединить их ошейники небольшим ремешком длиной 20–25 см. Как только собаки начнут правильно занимать в упряжке свои места, нужно прекратить использование этих ремешков, так как они не только стесняют свободное движение собак, но и мешают им меняться при необходимости местами, перебегая на ходу с одной стороны на другую.

Когда пара дрессируемых собак будет запряжена, помощник ставит их в правильное положение для начала пробега, а дрессировщик размещается на нартах. Чтобы в нужный момент он мог быстро соскочить с нарт, лучше всего вставать в нартах на колени или на одно левое колено, а правую ногу поставить на лыжу нарты.

По команде дрессировщика «Вперед» помощник отпускает собак. Если они тянут недружно, дрессировщик повторяет команду в угрожающей интонации, подкрепляя ее ударом хлыста. Хорошая работа собак поощряется восклицанием «Хорошо» вместе с повторной командой «Вперед».

Для облегчения работы собак первые занятия необходимо проводить на гладкой, наезженной дороге.

Когда собаки пробегут примерно 300 м, дрессировщик останавливает их командой «Стой» и одновременно затормаживает нарты, вставив остол между передним копылом и лыжей. Затем он быстро подбегает к собакам и, повернув упряжку, после небольшого отдыха заставляет собак повторять пробег, но уже в обратном направлении.

Для отработки поворотов дрессировщик подает команду «Право» или «Лево», одновременно притормаживая нарты остолом, а помощник подбегает к вожаку (или головной паре собак) с той стороны, куда делается поворот, берет его за ошейник и, повторяя команду, направляет упряжку в нужную сторону.

Как только поворот будет сделан, дрессировщик поощряет собак восклицанием «Хорошо» и вновь подает команду «Вперед», а помощник на ходу осторожно садится на нарты.

Если одна из собак не выполняет команды, плохо тянет или вступает в драку, в качестве принуждения применяется болевой раздражитель – хлыст, причем принуждению должна предшествовать соответствующая команда. Силу удара хлыстом следует соразмерять, сообразуясь с индивидуальными особенностями собаки.

На последующих занятиях расстояние пробега нужно увеличивать и добавлять в упряжку новые пары. Если собак в упряжке будет больше четырех, то перед тем, как их запрягать, следует привязать нарты за задний конец к дереву или какому-нибудь предмету. Помощник в это время натягивает потяг и держит его за передний конец, а дрессировщик запрягает собак. Последним запрягают вожака или головную пару.

Расстояние пробега нужно увеличивать постепенно, учитывая физическое состояние собак. Это вырабатывает у них выносливость и способность к длительным пробегам.

При пробегах на дальние расстояния собак выпрягают из упряжки только для ночевок; во время коротких остановок они остаются в упряжи, при нартах, которые крепятся задним концом к какому-нибудь предмету; вытянутый потяг крепится так же.

Кормят ездовых собак один раз в сутки, через 1,5–2 часа после окончания пробега. Лучшим кормом является сырое мясо (1–1,5 кг на собаку), хорошо добавлять к корму хлеб. Жажду собаки утоляют снегом. На привалах им можно давать умеренную подкормку, – это разовьет у собак заинтересованность в работе.

С каждым годом собаководы-любители, члены клубов служебного собаководства ДОСААФ проявляют все больший интерес к ездовой службе собак. Они приучают своих питомцев буксировать лыжника и наряду с этим подготавливают упряжки собак, совершая многокилометровые пробеги.

Упряжка обычно комплектуется из четырех-пяти собак, запрягаемых в облегченные спортивные нарты, на которых свободно могут разместиться два человека с небольшим грузом. Нарты не сложно сделать самому.

Основанием нарт могут служить спортивные лыжи. Их передние концы распаривают в кипящей воде, загибают несколько больше обычного, связывают и оставляют для просушки.

В каждой лыже с верхней стороны выдалбливают по три квадратных гнезда для стоек (копылов). Глубина гнезда должна быть рассчитана так, чтобы лыжа не пробивалась насквозь.

Для одной нарты требуется шесть копылов – четырехугольных брусков длиной 33 см. Внизу они имеют шипы, которые вставляются в гнезда лыж; посредине с внутренней стороны расположены гнезда для перекладин, соединяющих лыжи; вверху снаружи делаются вырезы, на которые крепятся продольные бруски, скрепляющие копылы на каждой лыже.

Перекладины длиной 50 см, соединяющие лыжи, служат основанием для накладываемых на них досок; на этих досках размещаются люди и укладывается груз (толщина досок около 1 см).

К нартам крепятся три деревянные дуги (бараны). Продольный баран крепится к передним копылам, задний баран – к продольным брускам (сзади) – он является их продолжением; передний баран служит для привязывания потяга, он крепится между передними концами лыж и передними копылами.

Все части нарт связаны между собой сыромятными ремнями, которые крепко держат их и в то же время смягчают удары и толчки.

Порядок сборки нарт: 1) вставить копылы и связать их с лыжами; 2) вставить перекладины в гнезда копылов и связать их; 3) наложить на перекладины доски и связать их; 4) прикрепить продольный баран к передним копылам; 5) наложить продольные бруски на копылы и связать их; 6) связать задний баран с продольными брусками; 7) прикрепить передний баран к передним копылам и передним концам лыж; 8) плетенкой из сыромятных ремней скрепить с досками продольные бруски и задний баран.

 

 

Глава IX

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

 

Говоря о дрессировке служебных собак, нельзя не сказать о большой роли, которую играет их регулярная и целенаправленная тренировка.

Тренировка неразрывно связана с дрессировкой, дополняет ее и обеспечивает четкие действия собаки даже тогда, когда собака уже работает по какому-нибудь виду службы.

Необходимость тренировки вызывается тем, что условные рефлексы, приобретенные в процессе дрессировки, могут постепенно угасать, как бы «забываться» собакой. В первую очередь угасают недостаточно отработанные и недостаточно закрепленные рефлексы, а также рефлексы, редко используемые на практической работе.

В процессе тренировки навыки, привитые собаке, не только поддерживаются на определенном уровне, но совершенствуются и усложняются. В этот период вводятся более сложные отвлекающие раздражители, собаку постепенно втягивают в продолжительную работу и приучают к требованиям практической работы.

Регулярные тренировки, проводимые наряду с использованием собаки на практической работе, способствуют установлению более тесного контакта и развивают у собаки прочную привязанность к своему хозяину.

Чтобы добиться положительных результатов, дрессировщик должен регулярно проводить тренировку собаки по заранее продуманному плану. Для этого необходимо хорошо знать, изучая еще в процессе дрессировки, положительные и отрицательные особенности поведения собаки и степень отработки у нее каждого навыка.

Необходимость тренировки собак, которых уже используют на практической работе, вызывается рядом причин. В зависимости от индивидуальных особенностей поведения и подготовки, у одних собак нужно поддерживать заинтересованность в работе, у других совершенствовать какой-либо навык в более сложных условиях и при наличии более сильных отвлекающих раздражителей, у третьих поддерживать на определенном уровне приобретенные навыки (особенно это важно в случае перерывов в работе).

По проведению тренировок трудно дать общие рекомендации, так как каждая служба имеет свою специфику. Поэтому мы остановимся на основных моментах, имеющих первостепенное значение для общего курса дрессировки и каждой службы в отдельности.

Главные требования при тренировке собак, используемых во всех службах: постепенное введение различных усложнений и более сильных отвлекающих раздражителей; введение усложнений только после четкого выполнения требуемого навыка в менее сложных условиях; построение тренировочных занятий таким образом, чтобы все время сохранялась повышенная активность и заинтересованность животных в работе; приближение занятий к условиям практической работы.

Общий курс дрессировки. Основной целью тренировки служебных собак по приемам общего курса дрессировки является дальнейшее закрепление привитых навыков, отработка большей четкости и безотказности выполнения требуемых действий в усложненной обстановке, близкой к условиям практической работы.

Тренировочные занятия нужно совмещать с работой собаки по специальности, а затем с кормежкой и прогулками.

При проведении занятий особое внимание следует обратить на четкость и безотказность выполнения того или иного приема по первой команде или жесту. Этому будет способствовать периодический переход к занятиям на поводке с применением после поданной команды соответствующего безусловного раздражителя.

Караульная служба. Регулярная тренировка караульных собак необходима для закрепления навыков, привитых им в процессе дрессировки, а также для их совершенствования и приучения животных к практическим условиям работы.

Особое внимание следует обращать на выработку у собаки длительной настороженности, реакции на малейшие шумы и шорохи, активного лая в случае приближения постороннего человека к охраняемому объекту; при попытке постороннего проникнуть на объект собака должна нападать на злоумышленника и задерживать его.

Известно, что собака работает лучше, если она закреплена за определенным постом. Здесь же на посту проводятся и тренировочные занятия, в процессе которых собака «изучает» особенности охраняемого объекта, знакомится с различными повседневными раздражителями, не связанными с её работой, и постепенно перестает на них реагировать.

Тренировочные занятия должны проводиться регулярно с таким расчетом, чтобы каждый необходимый навык отрабатывался не реже двух раз в неделю по методике, изложенной в главе «Караульная служба».

В процессе занятий целесообразно вводить отработку навыка конвоирования задержанного человека, а также обыск небольшого участка местности с целью обнаружить укрывшихся на нем людей.

Защитно-караульная служба. Защитно-караульная собака должна защищать своего хозяина. Поэтому вся подготовка основана на развитии у нее активно-оборонительной реакции.

У собаки развивают злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, но в то же время от нее требуется четкая дисциплина, позволяющая хозяину уверенно руководить ее поведением.

Поэтому на тренировочных занятиях должны отрабатываться и совершенствоваться приемы общего курса дрессировки, особенно прекращение нежелательных действий, подход, движение рядом, посадка, укладка, возвращение на место, выдержка в различных положениях и т п.

Занятия следует проводить одновременно с тренировкой по специальным приемам. Для этого рекомендуется использовать прогулки с собакой, перенося их постепенно в более многолюдные места с наличием различных отвлекающих раздражителей.

Необходимость систематической тренировки специальных навыков вызывается тем, что в действительной обстановке собаке приходится редко «вспоминать» эти навыки и они могут постепенно угасать. В результате в нужный момент собака не сможет предупредить нападение на хозяина, позволят постороннему человеку взять охраняемую вещь или примет корм из чужих рук, т.е. фактически она будет непригодна к работе.

Поэтому дальнейшее совершенствование в усложненных условиях навыков, основанных на развитии активно-оборонительной реакции, особенно необходимо.

Тренировка собаки по четкости выполнения приемов общего курса совмещается с развитием злобности, недоверчивого отношения к посторонним людям. Занятия нужно проводить с таким расчетом, чтобы собака проявляла агрессивную реакцию лишь в случае нападения на нее или на хозяина, а также при попытке постороннего человека взять вещь, которую ей поручено охранять.

Поэтому дрессировщик должен особенно внимательно наблюдать за поведением собаки, пресекая малейшие попытки к проявлению ненужной агрессии на проходящего человека. В то же время после поданной команды «Фасс-> или при неожиданном нападении на дрессировщика нужно всемерно возбуждать у собаки большую активность.

Эти занятия необходимо разнообразить, вводя различные отвлекающие раздражители и элементы, усложняющие условия работы. Большую роль для развития злобности, недоверия и проявления настороженности на каждого постороннего человека играет частая смена помощников.

Розыскная служба. Эта служба является наиболее сложной, трудоемкой и требует отработки значительно большего количества специальных навыков.

Главное использование розыскной собаки заключается в работе по следу. Кроме того, в курс ее дрессировки входят все специальные навыки защитно-караульной службы и требуется отработка навыка сторожовки, входящей в курс сторожевой службы. Поэтому розыскную собаку необходимо повседневно тренировать.

Тренировочные занятия целесообразно проводить комплексно, не отрывая одну специальную работу от другой, включая также и приемы общего курса. Основное внимание нужно обращать на работу собаки по следу; это обеспечит систематическую тренировку ее чутья.

При проработке собакой следа в действительной обстановке обязательно встретятся условия, усложняющие работу. Поэтому в процессе тренировки необходимо постепенно вводить новые усложнения отработанных навыков.

Во время тренировки нужно увеличивать протяженность следа; удлинять промежуток времени между прокладкой следа помощником и пуском собаки, стараясь добиться проработки следа, проложенного 6–7 часов назад; усложнять климатические условия – переключать собаку на поиск в жаркую погоду, во время дождя или после него, в зимних условиях и т.п.; прокладывать след с перерывами, чтобы при потере следа собаку можно было послать на обыск местности. След может прерываться из-за наличия водной преграды, участков неблагоприятной почвы и т п.

На тренировочных занятиях дрессировщик обязан всячески помогать собаке, направляя ее при необходимости в сторону следа.

Ездовая собака. Систематическая тренировка ездовых собак способствует улучшению работы упряжки. При этом собаки лучше привыкают друг к другу. Благодаря тому, что работа упряжки переносится в места, где имеются различные отвлекающие раздражители, условия занятий приближаются к действительной обстановке. В результате правильной тренировки собаки втягиваются в работу и становится все более выносливыми.

Проводя повседневную тренировку, нельзя перегружать животных. После нескольких дней работы на большую дистанцию, а также после дальнего однодневного пробега необходимо давать собакам отдых.

Тренировка собак, предназначенных для буксировки лыжника, проводится по такому же принципу. Разница заключается лишь в том, что у собак, буксирующих лыжника, необходимо четко отработать остановки и особенно повороты, а у собак, работающих в упряжке, этот прием требуется главным образом от вожака или головной пары.

Служба подноса легких грузов, так же как аналогичная ей служба связи, отличается двумя специфическими особенностями: собака имеет двух хозяев (вожатых), к которым она должна быть привязана в одинаковой мере; после посыла на пост она уходит из поля их зрения.

Тренировку собак этой службы нужно проводить с учетом указанных особенностей (главным образом это касается правильного отношения вожатых к собаке).

Чтобы повысить качество работы собаки, следует как можно чаще менять маршруты пробега, – это будет способствовать развитию у собаки лучшей ориентировки. Тренировка собак этой службы должна проводиться не реже двух раз в неделю. Для усложнения нужно вводить различные отвлекающие раздражители, проводить тренировку на открытой, закрытой и пересеченной местности, в разную погоду и различное время суток. Постепенно можно увеличивать количество рейсов в одно занятие и время выдержки между ними.

При переходе к ночным занятиям дистанцию пробега сокращают, а затем постепенно увеличивают. В ночное время у собаки обычно усиливается стремление к поиску вожатого и повышается работоспособность. Это объясняется обострением слуха и обоняния, а также меньшим количеством отвлечений.

 

 

Глава X

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

 

Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и специальному курсу.

Дрессировка собак осуществляется двумя способами: путем инструкторско-методических занятий во время групповых упражнений на дрессировочных площадках и индивидуальной работой с каждой собакой.

Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку собак, подготавливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия, проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не только наглядно разъясняют методику и технику проработки того или иного приема дрессировки, но дают каждому любителю-собаководу посильные задания по дрессировке собаки в домашних условиях.

Организационно-методическая подготовка к занятиям должна начинаться с укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10–12 собак примерно одного возраста (пустующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак, прошедших дрессировку (например, общий курс), объединяют в отдельную группу.

Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и дрессировке собак по какой-либо специальной службе.

Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак одной группы, своевременно пресекая агрессивную реакцию собак друг на друга и их попытки к излишней игре.

Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и безотказного выполнения команд и жестов дрессировщика. Рекомендуется параллельно отрабатывать несколько приемов.

Инструкторы должны тщательно готовиться к каждому занятию по дрессировке, знакомиться с программой и расписанием занятий, это позволит определить тему, цель, содержание занятия, правильно рассчитать время и удачно выбрать место для занятия. Инструктор проводит занятие, руководствуясь соответствующими разделами учебного пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема дрессировки на своей собаке. Если у него нет своей собаки, можно выбрать в каждой учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те или иные действия.

В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения занятия, его материальное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно привести перечень учебных вопросов, прорабатываемых на данном занятии. Примерный план одного занятия приведен ниже.

 

ПЛАН

проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

 

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков – 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений – собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85–87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания – 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» – 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки – 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак – 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка – 20 мин.

е) Проверка усвоения – 45 мин.

ж) Разбор занятия – 10 мин.

з) Задание – 5 мин.

 

Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5–10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т.п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» – «Сидеть» («Место» – «Лежать» и т.д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30–50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30–50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т.д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т.д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

В летнее время для занятий с собакой рекомендуется выезжать за город, совмещая дрессировку с длительными прогулками и купанием собаки.

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак) Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т.д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

 

Примерный план проведения занятия

по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г.

 

1. Тема. Приучение собаки к обыску местности – 4 часа.

Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.

Цель занятия. Дать вожатым знания, необходимые для умелого приучения собак к обыску местности. Выработать у собак условный рефлекс на команду «Ищи» и зигзагообразный обыск местности.

2. Метод проведения и место занятия. Индивидуальные упражнения на опушке Ивановского леса.

3. Материальное обеспечение: Аппортировочные предметы, длинные поводки, лакомство; для показа упражнений – собака Рекс (владелец Дедова).

Обеспечить явку двух помощников.

4. Учебное пособие: «Служебная собака», изд. Сельхозгиз, стр. 347–349.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Методические указания и проработка приема «обыск местности», сопровождаемая показом действий собаки – 20 мин б) Разбивка участков местности для индивидуальных упражнений с собаками – 20 мин.

в) Указания о последовательности работы собак – 10 мин.

г) Подготовительная работа помощников – 20 мин.

д) Индивидуальные упражнения вожатых с собаками под руководством инструктора – 1 час 30 мин.

е) Разбор занятия со всей группой – 10 мин.

ж) Задание – 10 мин.

Примечание. Вожатые, пропустившие собак на обыск местности, проводят тренировку по общим приемам.

 

Чтобы лучше изучить поведение собак в процессе дрессировки, каждому дрессировщику-вожатому рекомендуется вести дневник. В нем отмечается число, месяц, время, состояние погоды и место занятия, дается перечень отработанных приемов, краткая характеристика метода их проработки (вкусопоощрительный, контрастный и т.д.), особенности поведения собаки и результаты, достигнутые на данном занятии. Такой дневник облегчает анализ проведения дрессировки, делает доступным индивидуальный подход к собаке и помогает дрессировщику вовремя замечать и исправлять допущенные ошибки.

 


 

 

Воспроизведение любых материалов, представленных на этом сайте, без согласия администрации сайта, либо без ссылки на данный сайт, запрещено.