КАРАУЛЬНАЯ
СЛУЖБА
Глава
IV
Караульные собаки используются для несения службы при
охране различных сооружений, складов, магазинов, садов, аэродромов,
железнодорожных мостов и других объектов.
Основное назначение караульной собаки – предупредить
громким лаем часового или сторожа о приближении посторонних лиц,
пытающихся проникнуть на объект, а также борьба с ними и помощь при
задержании.
Служба караульных собак – это только вспомогательное
средство, усиливающее надежность и бдительность охраны. Поэтому нельзя
выставлять на пост собаку вне предела слышимости ее лая или, тем более,
поручать охрану объекта только собаке.
Караульных собак можно использовать для несения службы
в любое время суток (преимущественно с наступлением темноты), при любой
погоде и видимости, во время тумана, сильного снегопада и дождя. Кроме
того, караульные собаки успешно используются для охраны скрытых подступов
к объекту.
Постом караульной собаки называется
участок местности, приспособленный для использования караульной собаки,
или закрытое помещение.
Посты караульной собаки могут быть двух видов: пост
несвободного окарауливания, когда собака несет службу, находясь на
привязи около двери, ворот, в узком проходе или на приспособленном
участке местности; пост свободного окарауливания – в этом случае собака
находится без привязи в загороженном со всех сторон участке или в
закрытом, изолированном помещении.
Посты несвободного окарауливания в свою очередь делятся
на подвижные и неподвижные.
Неподвижным называется такой пост, когда собака
находится на цепи (на глухой привязи) и радиус ее движения равен примерно
двум метрам (длина цепи). Чтобы устроить неподвижный пост на территории
охраняемого участка, очищенного от мусора, в землю на глубину 1– 1,5 м вкапывают столб
диаметром 20–25 см и высотой около 50 см (от земли). К столбу прочно
прикрепляют скобу, к которой пристегивается цепь с двумя вертлюгами, необходимыми
для того, чтобы собака не могла в ней запутаться.
Неподвижный пост устраивают обычно при охране узких
проходов, при входе в помещение около входных ворот или двери, а также в
тех случаях, когда по каким-либо причинам нельзя оборудовать подвижный
пост или пост свободного окарауливания.
На подвижном посту (блок-пост) собаке может
быть отведен для охраны участок до 60–80 м. В этом случае собака, находясь
на привязи, может двигаться на длину приспособленной проволоки-катанки,
по которой скользит кольцо (ролик), прикрепленное к цепи собаки. Блокпост
может быть подвесной или наземный.
Для устройства подвесного блок-поста в землю на глубину
не менее 1,5 м
вкапывают два столба диаметром не менее 20 см. Расстояние между
ними не должно превышать 80
м и может уменьшаться в зависимости от длины
охраняемого участка.
Между столбами натягивается проволока диаметром 6–8 см;
на нее надевается прочное, хорошо сваренное кольцо или ролик, к которому
прикрепляется конец цепи с вертлюгами. Высота столбов над уровнем земли
2–2,5 м; она зависит от расстояния между столбами и от длины проволоки
(чем больше расстояние, тем выше должны быть столбы). Проволока должна
иметь при натяжении прогиб с таким расчетом, чтобы в центре блокпоста она
не была ниже 1,5 м
от земли. Нельзя сильно натягивать проволоку, так как в этом случае она
будет очень пружинить и причинит собаке боль во время резких рывков и
бросков вперед. Это может вредно отразиться на качестве работы собаки.
Чтобы собака не могла запутаться вокруг одного из
столбов, около них на проволоке делают ограничители примерно на длину
цепи (около 2–3 м), препятствующие скольжению кольца (ролика) до самых
столбов. Для натяжения или ослабления проволоки нужно иметь на одном из
ее концов соответствующее приспособление. Между одним из ограничителей и
столбом можно приспособить полый цилиндр с ввинченными в него болтами
(талреп) (см. приложение). Территория охраняемого участка, как и на
неподвижном посту, должна быть очищена вдоль проволоки на ширину не менее
6–8 м.
Наземный блок-пост имеет почти то же устройство, что и
подвесной. При оборудовании наземного блок-поста столбы, к которым
прикрепляется проволока, выступают над землей лишь на 20–30 см и поэтому
проволока в середине блока может соприкасаться с землей. Чтобы кольцо
цепи лучше скользило по проволоке, землю вдоль блока хорошо утрамбовывают
и делают небольшое углубление (это уменьшает возможность соприкосновения
проволоки с землей) или прокладывают хорошо оструганные и пригнанные
доски. В этом случае также рекомендуется делать ограничитель, но ролик
для скольжения цепи не применяется.
Наземный блок-пост оборудуется обычно в целях
маскировки поста или в тех случаях, когда проволока, натянутая на высоте
1,5–2 м, будет мешать движению транспорта.
Караульная собака, подготовленная для несения службы,
должна отвечать следующим требованиям: 1) при несвободном
окарауливании – предупреждать лаем часового о приближении постороннего
человека не ближе как за 40
м от поста с внешней стороны охраняемого
объекта; 2) при свободном окарауливании – предупреждать лаем часового о попытке
постороннего проникнуть на территорию охраняемого участка (помещения); 3)
быть недоверчивой к посторонним людям, проявляя к ним
активно-оборонительную реакцию, вступать с ними в борьбу и задерживать до
прихода вожатого; 4) не проявлять пассивно-оборонительной реакции на
выстрелы, взрывы и другие сильные звуковые раздражители; 5) не брать
корм, подброшенный посторонним, а также не подбирать никакой пищи на
земле.
В соответствии с этими требованиями наиболее подходят
для караульной службы собаки с преобладающей или сильно выраженной
активно-оборонительной реакцией и непригодны собаки с ярко выраженной
пищевой реакцией. По типу высшей нервной деятельности лучше должны
работать собаки, которые ближе стоят к неуравновешенному возбудимому и
уравновешенному подвижному типу. Караульные собаки должны иметь хороший
слух, нормальное обоняние, зрение и здоровые зубы. По внешнему виду это
крупные, сильные животные с хорошей мускулатурой и густым шерстным
покровом.
Из собак служебных пород лучшими караульными собаками
являются наши отечественные овчарки. Кавказская, среднеазиатская,
южнорусская, а также восточноевропейская.
Положительные результаты дал опыт Центральной школы
военного собаководства по выведению новых пород. Такие породные группы,
как московская сторожевая, черный терьер и другие, успешно применяются
последнее время для караульной службы.
Дрессировка караульной собаки включает обязательный
минимум приемов общей дрессировки и специальные приемы, необходимые для
успешного выполнения практической работы.
К обязательному минимуму приемов общей дрессировки
относятся: подход к вожатому (команда «Ко мне»); движение рядом с вожатым
(команда «Рядом»); переход в свободное, нерабочее состояние (команда
«Гуляй»); прекращение нежелательных действий (команда «Фу»); безразличное
отношение к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям; приучение
к наморднику и шлейке; приучение к стойке на месте (команда «Стоять» –
для чистки и осмотра собаки).
Нормативы отработки этих приемов те же, что и для собак
прочих служб, с той лишь разницей, что дрессировку караульных собак можно
заканчивать на удлиненном поводке (это сокращает при выполнении приемов
расстояние от собаки до дрессировщика).
Для использования собаки по караульной службе у нее
должны быть отработаны следующие навыки, составляющие специальный курс
дрессировки: развитие злобности, смелости и недоверчивого отношения к
посторонним людям; приучение к активному беспрерывному облаиванию
посторонних людей; развитие правильной хватки; навык к охране неподвижного
или подвижного поста, а также к свободному окарауливанию (в зависимости
от назначения); приучение к отказу от корма, предлагаемого или
подброшенного посторонним человеком, а также от корма, найденного на
земле.
При проведении занятий по специальной дрессировке
особенно важна роль помощников. Успех дрессировки и быстроты выработки у
собаки необходимых навыков в первую очередь зависит от правильных
действий помощника. Поэтому в качестве помощников можно привлекать только
лиц, хорошо знакомых с техникой отработки у собаки специальных навыков.
Это должны быть смелые и энергичные люди.
Для проведения занятий необходимо привлекать несколько
помощников (желательно, чтобы они менялись на каждом занятии), так как
наличие определенного помощника может вызвать у собаки нежелательную
связь– активно-оборонительная реакция будет проявляться только на этого
человека.
Во время занятий нужно стремиться создавать условия,
наиболее близкие к той обстановке, которая может встретиться в
действительности. Поэтому перед каждым занятием дрессировщик должен
заранее детально проинструктировать помощников, ознакомить их с
индивидуальными особенностями собаки, не допуская никакой искусственности
в их действиях.
Такой инструктаж проводится обязательно в отсутствие
собаки, так как во время занятий должна быть создана естественная
обстановка, исключающая какие бы то ни было указания и разговоры.
В исключительных случаях, при необходимости дать
какое-либо указание помощнику, дрессировщик должен сделать это
незаметными для собаки условными знаками или сигналами.
Стремясь приблизить обстановку занятий к действительной
обстановке, которая может встретиться на практической работе, необходимо
обращать должное внимание на одежду помощников во время проявления
собакой активно-оборонительной реакции, при развитии у нее злобности, а
также при отработке задержания и конвоирования человека.
При проведении этих занятий с собаками караульной,
защитно-караульной, розыскной и других служб помощник выполняет не только
ответственную, но в ряде случаев и опасную работу (возможны сильные
покусы).
Для предохранения от покусов имеются специальные
дрессировочные костюмы и халаты из брезента, стеганные на вате.
Недостаток их состоит в том, что подобная «одежда» резко отличается от
обычной. При регулярном использовании дрессировочных костюмов у собаки
образуется нежелательная связь: активно-оборонительная реакция
проявляется только на человека, одетого в дрессировочный халат или
костюм. Чтобы избежать этого, помощники должны пользоваться защитной
одеждой только при крайней необходимости, иногда заменяя ее
дрессировочным рукавом, обычно надеваемым на правую руку (рис. 32); когда
собака находится на привязи, можно обходиться без него. Но и пользуясь
защитным рукавом, помощник должен проявлять достаточную ловкость,
наблюдательность и опыт, чтобы в нужный момент суметь подставить его
нападающей собаке. Опытные дрессировщики очень редко пользуются специальными
халатами и костюмами. Это, конечно, связано с некоторым риском, но дает
хорошие результаты.
К отработке специальных приемов обычно приступают после
того, как у собаки будут выработаны навыки по общим приемам и установится
необходимый контакт с дрессировщиком.
Рис. 32. Дрессировочный рукав.
Вся работа караульной собаки построена на развитии и
закреплении у нее активно-оборонительной реакции. Основой для дальнейшей
отработки всех специальных приемов караульной службы является развитие
злобности, агрессии, смелости и недоверчивого отношения к посторонним
людям.
Чтобы уменьшить действия различных отвлекающих
раздражителей, первые занятия по развитию злобности и недоверчивости
нужно проводить в знакомой для собаки обстановке, в тихом месте, с
минимальным количеством отвлечений. Место занятий желательно периодически
менять, чтобы у собаки не выработалась нежелательная связь на то место,
где проводятся занятия.
Первые занятия проводятся в присутствии дрессировщика.
Он привязывает собаку на цепь или держит на крепком поводке. Желательно
надевать на собаку широкий ошейник или специальную караульную шлейку
(рис. 33).
Заранее спрятавшись в условном месте, помощник,
изображающий злоумышленника, начинает привлекать к себе внимание собаки.
Через короткие промежутки времени до нее должны доноситься шорохи (на
первых занятиях достаточно сильные). Затем, делая крадущиеся движения, он
нерешительно приближается к собаке. Дрессировщик возбуждает собаку к
нападению на помощника командой «Фасс», указывая на него, и при активном
нападении собаки поощряет ее восклицанием «Хорошо».
Замахиваясь на собаку мягким жгутом, помощник старается
вызвать ее на агрессивные действия, причем его поведение должно
показывать собаке, что он боится ее. Это особенно важно при дрессировке
недостаточно активных собак. Когда собака достаточно возбудится и начнет
нападать на помощника (рис. 34), он должен бросить жгут, побежать и
скрыться за укрытие. После этого дрессировщик поощряет собаку. Через
некоторое время, когда собака достаточно успокоится, «нападение»
помощника повторяется. Это упражнение по развитию злобности не должно
повторяться более двух-трех раз на одном занятии.
Рис. 34. Развитие у собаки злобности.
Бывает, что собака слабо реагирует на нападение
помощника. В этом случае, чтобы вызвать у нее большую активность, можно
применить другие методы. Помощник может, например, переключить
«нападение» с собаки на дрессировщика (ее хозяина) или сделать вид, что
он пытается отнять у дрессировщика кормушку с пищей, предназначенной для
собаки.
В зависимости от агрессивности собаки, наступательные
действия помощника с каждым разом должны усиливаться вплоть до нанесения
собаке легких ударов. Однако нельзя забывать, что целью занятий является
развитие у собаки агрессии и злобности. Поэтому ни в коем случае нельзя
подавлять ее активность. Помощник должен внимательно следить за собакой
и, учитывая ее поведение, в нужный момент «отступить». На занятиях и во
время тренировки собака всегда должна оставаться «победителем».
Каждый раз после ухода помощника дрессировщик должен
поощрять собаку восклицанием «Хорошо», оглаживанием и иногда лакомством.
Но при поощрении караульных собак, а также собак других служб, требующих
развития активно-оборонительной реакции на посторонних людей, нельзя
злоупотреблять дачей лакомства; лучше ограничивать поощрение восклицанием
«Хорошо» и оглаживанием.
Как только собака начнет достаточно активно нападать на
помощника, дрессировщик постепенно отходит от нее, а затем оставляет
привязанную собаку одну. Но при этом он на всех занятиях продолжает
наблюдать за ее действиями, чтобы в нужный момент прийти на помощь.
Особенно это важно вначале, когда требуется возбудить у собаки
агрессивные действия. В этих случаях дрессировщик поощряет ее командой
«Хорошо», возбуждает командой «Фасс», а также совместным «нападением» на
помощника.
Иногда, в процессе занятий, дрессировщик должен выбрать
подходящий момент, чтобы пустить собаку на задержание убегающего
помощника. Это необходимо для подкрепления активно-оборонительной
реакции; такое действие приучает собаку к правильной и сильной хватке,
развивает большую агрессию и, вместе с тем, приближает занятия к условиям
действительной обстановки.
Чтобы развить у собаки правильную и сильную хватку,
помощник должен стараться во время борьбы с ней переключать ее нападение
с одной руки на другую. Как только собака схватит его за правую руку,
которую он подставляет при ее нападении, он должен левой рукой наносить
удары, чтобы переключить внимание собаки на эту руку. Затем таким же образом
переключить ее внимание на правую руку. В результате можно добиться того,
что собака при борьбе будет наносить не один, а несколько покусов, приучаясь
к правильной хватке с перехватом.
«Задержанный» собакой помощник после кратковременной
борьбы перестает сопротивляться, а подбежавший дрессировщик принуждает
собаку командой «Фу» прекратить активные действия по отношению к спокойно
стоящему помощнику. Если собака очень возбуждена и не выполняет команду,
нужно повторить команду и одновременно применить физическое принуждение.
После короткой выдержки дрессировщик поощряет собаку и отводит от
помощника, а другой помощник (знакомый собаке) конвоирует «злоумышленника»
и уводит его из поля зрения собаки.
После нескольких занятий у собаки с каждым разом
развивается все большая активно-оборонительная реакция, она становится
настороженнее, недоверчивей к каждому постороннему человеку, перестает
бояться ударов. Достигнув этого, нужно перенести подготовку собаки по
специальности в то место, где она в дальнейшем будет нести службу. Если
собака предназначается для несения службы на неподвижном посту,
дальнейшая отработка и закрепление приобретенных навыков производится уже
на этом посту.
Привязав собаку на цепь, дрессировщик дает ей
возможность ознакомиться с охраняемым объектом, а затем подает команду
«Охраняй» и, уйдя за укрытие, наблюдает за ее действиями. Эту команду
нужно подавать каждый раз после постановки собаки на пост. В дальнейшем,
как условный раздражитель, она будет служить для настораживания собаки на
посту.
После того как дрессировщик поставит собаку на пост,
помощник проводит те же занятия, что и при развитии злобности; таким
образом, у собаки закрепляются приобретенные навыки, но уже в обстановке
ее практической работы. Так как основная задача караульной собаки –
предупреждать громким лаем о приближении посторонних людей, необходимо в
процессе занятий обращать особое внимание на отработку активного лая.
Обычно собака лает в результате возбуждения, вызванного
действиями помощника. Этот момент нужно использовать дрессировщику, чтобы
в процессе занятий закрепить навык облаивания постороннего человека.
Дрессировщик должен каждый раз поощрять собаку, лающую на появляющегося
помощника, а кроме того, оглаживать ее и подавать команды «Хорошо»,
«Голос».
Иногда при активном облаивании помощник может не
приближаться к собаке и совершать меньше движений. Но постепенно даже вид
помощника будет вызывать все более и более продолжительный лай.
Возбуждать собаку в этом случае нужно лишь после того, как она прекратит
лай. После ряда таких упражнений собака будет облаивать также и спокойно
приближающегося к ней или даже неподвижно стоящего помощника. Однако
беспричинный лай собаки должен немедленно пресекаться дрессировщиком.
Приучение собаки к работе на подвижном посту требует
предварительных занятий по приучению к блоку, так как скольжение кольца
(ролика) по проволоке вызывает шум – явление, не привычное для собаки. Если
собаку предварительно не приучить к тому, чтобы она спокойно и
безразлично относилась при работе к этому шуму, собака будет не только
отвлекаться на него, но может и проявлять трусость, вплоть до отказа от
работы. Чтобы избежать этого, дрессировщик приучает собаку к работе на
блоке постепенно. Привязав собаку за цепь к кольцу блока, он медленно
проходит с ней вдоль блока и следит за ее поведением. Если собака
начинает проявлять беспокойство, вызванное шумом от движения кольца,
дрессировщик отвлекает ее игрой, лакомством и т.п. Затем он ускоряет
движение с собакой вдоль блока и переходит на бег. Убедившись в том, что
собака не обращает внимания и не отвлекается на этот шум, дрессировщик
переходит к занятиям с участием помощника.
Чтобы заставить собаку двигаться по всему блоку,
помощник пробегает вдоль блока, пытаясь увлечь ее за собой.
На первых занятиях дрессировщик побуждает собаку
наброситься на помощника командами «Охраняй» и «Фасс».
Следует также иногда использовать одновременно двух
помощников, которые, появляясь поочередно с разных концов блок-поста,
заставляют собаку двигаться по блоку от одного к другому.
Посты несвободного окарауливания, как неподвижный, так
и подвижный (блок-пост), устанавливаются, как правило, с таким расчетом,
чтобы собака охраняла подход к объекту с внешней его стороны (с фронта),
не отвлекаясь в тыл. Для того чтобы выработать у собаки дифференцировку, т.е.
приучить ее быть настороженной и оповещать активным лаем лишь только в
одном направлении, помощник во время занятий должен приближаться к ней из
различных исходных точек, но обязательно с фронтовой стороны объекта.
Одновременно с этим собаку приучают не реагировать на
людей, проходящих в тылу охраняемого объекта, и особенно на часового,
который обычно находится с тыловой стороны поста, на расстоянии не менее
25– 30 м
от собаки.
Для этого дрессировщик ставит собаку на пост и, подав
ей команду «Охраняй», не уходит из поля зрения собаки, а остается в тылу
поста, на расстоянии 30– 40
м от нее. Помощник, изображающий часового, через
некоторое время подходит к дрессировщику из-за укрытия с тыла, и они
начинают медленно и спокойно ходить. Второй помощник, изображающий
злоумышленника, внимательно наблюдает из-за укрытия за поведением собаки
и, если она начинает отвлекаться на помощника-часового, заставляет ее
переключаться на себя, быстро приближаясь с фронта к посту и возбуждая ее
своими действиями.
В процессе занятий дрессировщик постепенно начинает
уходить дальше в тыл, и наконец занятия проводятся без него (дрессировщик
находится в укрытии). В результате этого собака приучается не отвлекаться
в сторону тыла и не реагировать на часового или другого человека,
находящегося в тылу поста.
Однако на некоторых объектах собаку приучают к охране и
с фронта и с тыла поста. Так, например, подготавливают собаку для несения
службы внутри объекта около забора и приучают ее оповещать лаем о
появлении постороннего и не допускать, чтобы какой-нибудь человек проник
на территорию объекта через забор или вышел с объекта.
В таких случаях подготовка собаки соответственно
изменяется. Для этого во время занятий помощник, изображающий
злоумышленника, должен появляться и вызывать агрессию у собаки своими
действиями не только с фронта, но и с тыла.
К подготовке собаки для работы на посту свободного
окарауливания следует приступать после того, как у нее в достаточной мере
будет развита злобность, агрессивность и недоверчивое отношение к
посторонним людям.
Дрессировщик приводит собаку на ту территорию, где она
в дальнейшем будет работать, и, не спуская ее с поводка, дает возможность
ознакомиться с обстановкой; одновременно дрессировщик проверяет
подготовленность поста и выясняет, можно ли оставить собаку на посту (нет
ли свободного выхода для собаки с территории, нет ли повреждений в
заборе, стене, двери, окне; убраны ли мусор и различные предметы,
которыми собака может себя поранить, и т.п.).
После осмотра объекта дрессировщик спускает собаку с
поводка и одновременно подает команду «Охраняй». Спустя некоторое время
по условному сигналу дрессировщика заранее проинструктированный помощник
начинает имитировать шорохи с внешней стороны забора. Привлекая внимание
собаки командой «Охраняй» и направляющим жестом, дрессировщик начинает
быстро двигаться и увлекает собаку к тому месту, откуда исходят шорохи.
В это время помощник влезает на забор (или перелезает
через него) и начинает возбуждать собаку своими действиями. В дальнейшем
занятие проводится так же, как во время приучения собаки к работе на
неподвижном посту или на блок-посту.
При подготовке собаки к охране закрытого помещения
помощник во время занятий проникает в помещение через окно или дверь
после того, как он привлечет внимание собаки шорохом; он может также
заранее спрятаться в помещении.
Каждый пост свободного или несвободного окарауливания
рекомендуется закреплять за определенной собакой. Это позволит собаке
хорошо освоиться с постом, меньше отвлекаться на новые раздражители,
связанные с переменой поста, и поэтому она будет лучше, настороженней
работать.
Время выставления собак на посты устанавливается в
зависимости от обстановки, но максимальная продолжительность службы собак
на наружных постах не должна превышать без смены десяти часов в сутки.
Летом, при жаре 30° и выше, рекомендуется сокращать
работу собак до двух-четырех часов без смены, в зимнее время, при морозе
свыше 25°, смену нужно производить через 4–6 час.
Глава
V
ЗАЩИТНО-КАРАУЛЬНАЯ
СЛУЖБА
Защитно-караульная служба по сравнению с другими
службами является новой. Подготовка собак для несения этой службы
началась не более семи-восьми лет тому назад в клубах служебного
собаководства.
Защитно-караульная собака вполне может быть
использована в качестве патрульной, конвойной и караульной собаки
(особенно на посту свободного окарауливания).
Собака, подготовленная для несения защитно-караульной
службы, должна удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь
все навыки общего курса дрессировки; 2) активно защищать хозяина при
нападении на него злоумышленника; 3) задерживать по команде хозяина
человека и конвоировать его; 4) производить обыск местности или помещения
и находить в них укрывшихся людей; 5) не брать корм, предлагаемый или
подброшенный посторонними людьми, и не подбирать ничего съедобного на
земле; 6) по команде хозяина охранять оставленную вещь.
Кроме того, в курс специальной дрессировки входит
тренировка защитно-караульной собаки в выборке из нескольких вещей вещи,
положенной посторонним человеком.
Для этой службы наиболее пригодны собаки с выраженной
активно-оборонительной реакцией, недоверчивые к посторонним людям. От
защитно-караульной собаки требуется четкая дисциплина и безотказная
послушаемость.
По типу внешней нервной деятельности для этой цели
лучше подходят собаки уравновешенного, подвижного типа, а также животные,
близко стоящие к нему. При отборе предпочтение можно отдать
промежуточному типу между уравновешенным подвижным и уравновешенным
спокойным, так как у собак неуравновешенного, возбудимого типа
значительно труднее будут отрабатываться тормозные рефлексы, причем в
момент возбуждения собаки они могут оказаться непрочными.
Основное назначение защитно-караульной собаки – быть
защитником и телохранителем своего хозяина. Поэтому она должна быть
хорошо физически развита, иметь хорошую мускулатуру, нормальную зубную
систему, обладать тонким обонянием и слухом. Собаки защитно-караульной
службы, так же как и караульные собаки, должны быть смелыми, активными,
недоверчивыми к посторонним людям, готовыми в любой момент прийти на помощь
своему хозяину и защитить его.
Приступать к отработке специальных навыков, необходимых
для защитно-караульной службы, рекомендуется лишь после того, как у
собаки будут хорошо закреплены навыки общего курса. Особое внимание
следует обратить на безотказность подхода к дрессировщику по команде «Ко
мне», прекращение нежелательных действий по команде «Фу», а также и
других приемов, связанных с определенной выдержкой.
Занятия с защитно-караульной собакой по привитию
специальных навыков следует начинать с развития активно-оборонительной
реакции, совмещая их с укреплением навыков, дисциплинирующих собаку.
Первые занятия по развитию злобности, активности и недоверчивого
отношения к людям проводятся так же, как и с караульной собакой.
Как только собака будет достаточно активно реагировать
на нападающего «злоумышленника», нужно совмещать дальнейшие занятия с
отработкой навыков по охране хозяина, а также по задержанию и
конвоированию «злоумышленника». Одновременно с этим закрепляются и
навыки, дисциплинирующие собаку. От нее требуется безотказное выполнение
приемов по командам «Фу», «Ко мне», «Сидеть» и др.
На первых занятиях собаку следует держать на поводке.
Задача дрессировщика состоит в том, чтобы, наряду с недоверчивым
отношением к посторонним людям, приучить собаку спокойно и настороженно
реагировать на приближение постороннего человека и нападать на него
только по команде дрессировщика «Фасс» или в случае неожиданного
нападения «злоумышленника».
Заранее проинструктированный помощник, выполняющий роль
злоумышленника, приближается к дрессировщику, держащему собаку на
поводке, и спокойно проходит в двух-трех шагах возле них. Дрессировщик
внимательно наблюдает за поведением собаки и предупреждает ее попытку
броситься на помощника; для этого используется команда «Рядом» и, как
крайняя мера, запрещающая команда «Фу», сопровождаемая применением
принуждения.
Через некоторое время помощник (лучше, если это будет
другой человек) снова приближается к дрессировщику с собакой и, не доходя
три-четыре шага, начинает вызывать агрессивные действия собаки:
замахивается на нее или на дрессировщика, совершает резкие движения,
возбуждающие собаку.
Подав команду «Фасс», дрессировщик своими действиями
возбуждает собаку на борьбу с помощником. Когда собака будет достаточно
возбуждена, помощник пускается бежать. Продолжая возбуждать собаку к
активному нападению, дрессировщик спускает ее с поводка на задержание помощника,
повторяя команду «Фасс».
На первых занятиях собаку следует пускать на
задержание, как только помощник отбежит на 10–15 шагов. В дальнейшем,
чтобы собака начинала преследование помощника лишь по команде «Фасс», это
расстояние должно постепенно увеличиваться. Для этого дрессировщик
командой «Сидеть» заставляет собаку оставаться на месте и сесть.
Преследование начинается лишь после некоторой выдержки собаки и подачи
команды «Фасс».
Когда собака настигнет помощника, он вступает с ней в
борьбу (как и на занятиях по развитию злобности и правильной хватки), а
затем прекращает сопротивление и остается неподвижным. Дрессировщик
должен добиться того, чтобы в этот момент собака прекращала нападение. Он
подает команду «Фу» и, если это необходимо, применяет принуждение, заставляя
собаку сесть и не нападать на спокойно стоящего помощника.
При повторном нападении помощника или при его попытке к
бегству дрессировщик подает опять команду «Фасс» и упражнение
повторяется.
Чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь,
необходимо разнообразить занятия. Иногда не посылать собаку на задержание
убегающего помощника, не повторять на одном занятии «нападение»
помощника, практиковать спокойный подход помощника к дрессировщику с
собакой, оставлять собаку на выдержке одну, чтобы мимо нее спокойно проходили
посторонние люди, и т.д.
Для того чтобы собака приучилась спокойно относиться к
посторонним людям, необходимо совершать с ней прогулки, постепенно
перенося их в более людные места. Ни в коем случае нельзя разрешать защитно-караульной
собаке проявлять агрессию и нападать на встреченных животных.
Как только будет отработан навык на нападение и
задержание «злоумышленника» по команде «Фасс», в занятия вводится
конвоирование, которое в дальнейшем тесно связано с задержанием злоумышленника
и защитой хозяина.
Конвоирование (рис. 35) заключается в том, что собака
должна спокойно и в то же время настороженно следовать в трех-четырех
шагах позади «злоумышленника», а в случае его попытки повторить нападение
или убежать – нападать на него и задерживать.
Рис. 35. Отработка у собаки навыка конвоирования.
При конвоировании дрессировщик идет в одном-двух шагах
позади собаки. Конвоирование должно заканчиваться передачей
«злоумышленника» третьему липу или отводом его в какое-либо определенное
место. После этого дрессировщик поощряет собаку и удаляется вместе с ней.
Навык конвоирования отрабатывается у собаки после того,
как она задержит помощника. Дрессировщик усаживает собаку в трех-четырех
шагах от задержанного и дает ей успокоиться, поощряя командой «Хорошо» и
оглаживанием. Затем для привлечения внимания собаки подается команда
«Охраняй» (рис. 36); одновременно дрессировщик указывает на спокойно
стоящего помощника.
Через небольшой промежуток времени помощник по команде
дрессировщика начинает медленно двигаться в указанном ему направлении.
Повторяя команду «Охраняй», дрессировщик следует за ним, держа собаку на
поводке. Попытки собаки наброситься на спокойно идущего помощника
пресекаются командой «Фу» и рывком поводка. Затем вновь подается команда
«Охраняй» и конвоирование продолжается. Во время конвоирования помощник делает
попытку к бегству. Заметив это, дрессировщик подает команду «Фасс» и
спускает собаку с поводка на задержание. Как только собака задержит
помощника, дрессировщик поощряет ее и конвоирование продолжается.
Рис. 36. Отработка у собаки навыка охраны задержанного
человека.
Иногда во время конвоирования помощник вместо того,
чтобы совершить побег, должен попытаться напасть на дрессировщика. Это
приучает собаку к большей настороженности при защите хозяина.
В период окончательной отработки навыка конвоирования
собака приучается работать без поводка.
В процессе шлифовки этого навыка рекомендуется приучать
собаку конвоировать одновременно двух помощников. В этом случае, при их
побеге, собака посылается на задержание одного помощника, а другого
задерживает сам дрессировщик. Можно поступить и иначе. После задержания
одного «злоумышленника» дрессировщик, оставаясь около задержанного,
посылает собаку за другим.
В специальный курс защитно-караульной службы входит
также приучение собак к обыску местности (помещения) с целью обнаружить
спрятавшихся людей.
Собака, подготовленная по защитно-караульной службе,
должна по команде «Ищи» обыскать участок местности и обнаружить
укрывшихся на нем людей. Тех, кто оказывает сопротивление, она
задерживает; тех, кто не сопротивляется и не пытается бежать, облаивает
до прихода вожатого.
Чтобы собака могла проверить обыскиваемую местность в более
короткий срок и не пропускала при этом отдельных участков, ее приучают
работать зигзагообразным поиском. Обучение этому навыку можно начинать
после того, как у нее хорошо отработаны аппортировка и дисциплинирующие
приемы общего курса.
Аппортировка в данном случае является необходимым
вспомогательным приемом. Сначала собаку приучают отыскивать на местности
вещи, разложенные в шахматном порядке; одновременно с этим она
приобретает навык поиска по зигзагообразной линии.
Кроме того, к моменту переключения с поиска вещи на
поиск человека у собаки должны быть отработаны навыки задержания и
конвоирования, которые в дальнейшем отрабатываются в комплексе.
На первоначальных занятиях по приучению к обыску
местности нужно выработать у собаки заинтересованность в поиске вещей по
зигзагообразной линии по команде «Ищи» и направляющему жесту
дрессировщика.
Для занятий выбирается участок (поле) около 80– 100 м в ширину и
120–150 м в длину. Желательно, чтобы на участке имелись отдельные деревья
или кусты, – это может повысить заинтересованность собаки в поиске.
Рис. 37. Путь помощника при разбрасывании вещей.
Перед началом занятий помощник по указанию
дрессировщика разбрасывает три-четыре вещи в шахматном порядке (рис. 37),
не заходя на территорию участка, предназначенного для обыска.
Спустя некоторое время дрессировщик подходит с собакой
к границе участка, предназначенного для обыска. Усадив собаку командой
«Сидеть», он отстегивает поводок и, подав команду «Ищи», сопровождаемую
направляющим жестом в сторону первой положенной на участке вещи, бегом
направляется к ней вместе с собакой. Повторяя на бегу команду «Ищи» и
жест, дрессировщик наводит собаку на разыскиваемую вещь.
Как только собака найдет и возьмет вещь, дрессировщик
должен подозвать ее, взять вещь по команде «Дай» и поощрить собаку
лакомством и командой «Хорошо».
Если собака, подойдя к вещи, не берет ее, дрессировщик
должен подать команду «Аппорт» и обязательно поощрить собаку после того,
как она принесет найденную вещь.
Затем собака посылается на поиск остальных вещей.
Таким образом, собака, направляемая вначале
дрессировщиком, приучится бегать при поиске вещей по зигзагообразной
линии (рис. 38).
Когда все вещи будут собакой найдены, дрессировщик
поощряет ее и уводит с участка.
После небольшого отдыха упражнение следует повторить
еще один-два раза. При этом необходимо следить за тем, чтобы собака во
время упражнений работала заинтересованно. Если этого не наблюдается,
нужно прекратить занятия до следующего дня.
Рис. 38. Первоначальный путь собаки и дрессировщика при
обыске местности.
После нескольких занятий у собаки будет отрабатываться
навык самостоятельного розыска вещи по команде «Ищи» и жесту, причем
двигаться она будет по зигзагообразной линии. На последующих занятиях
нужно уменьшить количество раскладываемых вещей вначале до двух, а затем
ограничиться одной вещью.
Дрессировщик, двигавшийся в начале занятия рядом с
собакой, постепенно начинает несколько отставать от нее и не доходит до
тех углов, где собака делает поворот. В дальнейшем он уже движется
посредине участка и изменяет направление поиска собаки только при помощи
команды и жеста (рис. 39).
На обыскиваемом участке необходимо оставлять «пустые»
углы, иначе у собаки может образоваться нежелательная связь– изменять
направление поиска только после обнаружения вещи.
Рис 39. Зигзагообразный поиск собаки и путь
дрессировщика.
Чтобы избежать образования нежелательной связи на
порядок раскладывания вещей, на каждом занятии следует оставлять как
«пустые» углы, так и углы с вещами (на новых местах), но в последнем углу
нужно обязательно оставлять вещь, так как занятие должно закончиться
находкой вещи.
Когда будет закреплен навык поиска по зигзагообразной
линии по команде «Ищи» и направляющему жесту (к этому же времени должны
быть отработаны навыки задержания и конвоирования «злоумышленника»), в
занятия вводится дальнейшее усложнение – собаку переключают с поиска вещи
на поиск человека.
Занятия переносятся на участок с большим количеством
кустов или деревьев. Помощник, изображающий злоумышленника, бросает одну
или две вещи и маскируется за деревом или кустом в конце обыскиваемого
участка (рис. 40).
Рис. 40. Схема работы собаки при обыске местности.
После этого дрессировщик, как и на предыдущих занятиях,
пускает собаку на обыск. Найдя вещи, собака обнаруживает помощника. На
первых занятиях, в момент приближения собаки, помощник привлекает на себя
ее внимание, имитируя достаточно сильные шорохи. Как только собака его
обнаружит, помощник вступает с ней в борьбу. Затем следует его задержание
и конвоирование.
Занятия нужно разнообразить. Иногда помощник,
обнаруженный собакой, не нападает на нее, а остается в спокойном положении.
В этом случае подбежавший дрессировщик заставляет собаку сесть и подать
голос, а уже затем конвоировать помощника.
Таким образом собаку переключают на поиск человека; в
дальнейшем раскладка вещей является необязательной.
На последующих занятиях закрепляются привитые собаке
навыки. Занятия проводятся в сумерки, а затем и ночью. Вводится стрельба
(стреляют помощник и дрессировщик) . Помощник тщательно маскируется в
укрытии и не привлекает внимания собаки шорохами; это приближает занятия
к действительной обстановке, в которой придется работать собаке.
Собака, подготовленная по обыску местности, легко может
быть переключена на обыск различных помещений.
К обязательным специальным навыкам, необходимым
защитно-караульной собаке, относится также охрана вещи, оставленной
хозяином. По команде «Охраняй» собака должна оставаться около охраняемой
вещи и пресекать попытки постороннего человека взять вещь активным
нападением на него. В то же время, несмотря на возбуждение, собака не
должна уходить от охраняемой вещи.
К отработке этого навыка можно приступать после того,
как у собаки будут развиты злобность и недоверчивое отношение к
посторонним людям. Кроме того, особенно четко должны быть отработаны
отказ от корма, предлагаемого или подброшенного посторонними, и возвращение
по команде на место.
Приступая к занятиям, дрессировщик привязывает собаку
на цепь или крепкий поводок и подает команду «Лежать». На землю перед ней
он кладет вещь (вначале рекомендуется использовать вещь, хорошо знакомую
собаке) с таким расчетом, чтобы собака не могла достать ее лапами. Затем
дрессировщик привлекает внимание собаки к вещи, указывает на нее и подает
команду «Охраняй». Сам он остается в одном-двух шагах несколько в стороне
от собаки.
Затем собаку приучают безразлично относиться к проходящим
людям. С этой целью из-за укрытия с различных сторон выходят два-три
помощника и, не возбуждая собаку, спокойно проходят несколько раз мимо
нее. Попытки собаки наброситься на одного из них дрессировщик пресекает
командами «Место» и «Охраняй», указывая на охраняемую вещь.
После ухода помощников дрессировщик поощряет собаку.
Затем упражнение повторяется, но при вторичном выходе помощников один из
них пытается взять вещь. Следует команда дрессировщика «Охраняй», и, как
только собака набросится на помощника, он «испуганно» убегает. Каждый раз
после «бегства» помощника дрессировщик поощряет собаку; особенно это
необходимо делать в начале занятий.
Если собака переключает все внимание на помощника,
забывая об охраняемой вещи, помощник, чтобы привлечь ее внимание к вещи,
начинает ее двигать («оживлять»), то приближая к собаке, то удаляя от
нее. Как только собака переключится на вещь, пытаясь ее схватить и не
дать помощнику, он убегает.
После нескольких занятий у собаки установится нужная
связь на команду «Охраняй». После этого можно не привязывать собаку.
Чтобы она при подходе помощника не отходила от охраняемой вещи, следует
брать ее на удлиненный поводок. Уложив собаку перед вещью и подав команду
«Охраняй», дрессировщик отходит назад на три-четыре шага. Если при виде
помощника собака оставит вещь и будет пытаться нападать на него или
преследовать, дрессировщик подает в строгой интонации команду «Место» и
рывком поводка заставляет собаку вернуться к охраняемой вещи. После этого
он подает команду «Охраняй» и поощряет собаку.
С каждым занятием дрессировщик постепенно начинает
уходить все дальше от собаки. С целью спровоцировать собаку помощник
может иногда, пытаясь взять вещь, давать или подбрасывать собаке
лакомство или отвлекать ее от охраняемой вещи ласковым обращением и
подачей различных команд. Дрессировщик должен внимательно наблюдать за
поведением собаки, чтобы своевременно предупредить ее нежелательные
действия.
Во время приучения собаки к охране вещи помощнику не
следует вызывать сильную агрессию на себя, так как основной задачей
является выработка у собаки внимания к охраняемой вещи.
При дальнейшем закреплении и шлифовке этого навыка
дрессировщик оставляет собаку одну у охраняемой вещи, а сам уходит за
укрытие и внимательно наблюдает за ее действиями, появляясь в тот момент,
когда собака не подпускает помощника к охраняемой вещи. В момент
появления дрессировщика помощник убегает; собаку необходимо поощрить.
Наряду с этим в занятия вводится усложнение. Оно
заключается в том, что одновременно два помощника пытаются взять у собаки
(с противоположных сторон) охраняемую вещь. На этих занятиях дрессировщик
поначалу остается около собаки, чтобы пресечь возможные попытки собаки
оставить вещь и начать преследование одного из помощников.
При хорошей работе собаки ее можно оставлять на охране
без поводка. Затем занятия постепенно переносятся в более многолюдные
места, с наличием более сильных отвлечений.
Подготовленная защитно-караульная собака должна четко
выполнять указанные специальные навыки. Кроме того, от нее требуется,
чтобы она не брала корм, предлагаемый или подброшенный посторонними
людьми, не подбирала пищу с земли и хорошо производила выборку чужих
вещей.
Техника подготовки собаки к отказу от корма указана в
разделе «Общий курс дрессировки».
Выборка чужих вещей, как самостоятельный прием, почти
не применяется. Она введена в нормативы подготовки защитно-караульных
собак лишь для тренировки их обоняния. Техника проработки этого приема
указана в разделе «Розыскная служба».
Продолжение >>
|